Инновационная деятельность

Сетевая инновационная площадка 

"Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций"


Уважаемые родители (законные представители) !

Наш детский сад стал участником сетевой инновационной площадки: «Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций».

Свидетельство о присвоение статуса инновационной площадки

Мы приглашаем Вас к тесному сотрудничеству и предлагаем ознакомиться с концептуальными вопросами данной темы.

КОНЦЕПЦИЯ

деятельности сетевой инновационной площадки:

«Социальное партнёрство детского сада и семьи в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций»

Обоснование актуальности.

Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней начинает закладываться будущее страны. Ценность семьи для маленького ребёнка – быть эмоциональным «тылом», удовлетворять базисные потребности в безопасности и любви родных и близких людей. Жизнедеятельность любой российской семьи – это череда повседневных ритуалов, обычаев, традиций на основе её семейных ценностей. Традиции являются неотъемлемой частью жизни как российского общества, так и каждой отдельной семьи.

Российское общество нацелено на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе, традиционных ценностей российской семьи. Это крепкий брак, многодетность, компетентное родительство, межпоколенная преемственность. Эти ценности были отмечены в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. Они обозначены в недавно вышедшем Указе Президента Российской Федерации «Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (от 9 ноября 2022 №809).

Важным ориентиром в построении образовательной стратегии в вопросах взаимодействия с семьями на основе российских ценностей и традиций является Федеральная образовательная программа дошкольного образования, введенная приказом Минпросвещения России «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования от 25.11.2022 г. № 1028. В числе основных целей Федеральной программы выделено приобщение подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.

Проблемное поле сетевой инновационной площадки. 

Современные дети – поколение виртуальной коммуникации и мультикультурной среды. С одной стороны, у них больше возможностей быть толерантными, с другой – более лёгкое отношение к «своему родному». Дело в том, что так сложилось, что два последних поколения родителей воспитаны и воспитывают своих детей и внуков преимущественно на общемировых ценностях.

Однако в современной социальной ситуации российскому обществу приходится защищать свои национальные ценности, национальное достояние своей богатой многонациональной культуры. Сегодня Россия остаётся почти единственной страной с еще крепкими традиционными ценностями. Далека наша страна от воплощения идеи «гендерной нейтральности» в отличие от стран Запада, которые являются лидерами «семейных инноваций». Под давлением защитников «прав человека» там вносятся поправки в понятия, которые переворачивают исконное представление о сущности семьи и брака. Так, в ряде стран мира брак определяется не как союз мужчины и женщины, а союз двух людей, вместо словосочетания «муж» и «жена» используются нейтральные термины: «партнёры», «супруги». Понятия «мать» и «отец» заменяются словами «parent one» и «parent two».

Тем не менее сегодня российская семья существенно поменялась как ценность и социокультурная реальность. Стали иными экономические условия её жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные и соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Все это не лучшим образом отражается на детско-родительском общении, потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности семьи. Но по-прежнему российская семья – институт сохранения и трансляции культуры, а традиция – компонент культуры. Поэтому нынешнему поколению родителей требуется разносторонняя психолого-педагогическая компетентность в умении опираться на российские национальные ценности и традиции в семейном воспитании.

Цели создания сетевой инновационной площадки:

- создание сетевой инновационной площадки на базе дошкольной образовательной организации (ДОО) российского региона для комплексного выполнения задач ФОП ДО по приобщению подрастающего поколения к традиционным духовно-нравственным ценностям российского народа, социокультурным нормам, национально-культурным традициям своей семьи, большой и малой Родины.

- обеспечение профессиональную поддержку и научно-консультативное сопровождение сетевого взаимодействия ДОО в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций.

Задачи деятельности сетевой инновационной площадки:

-Методическое обеспечение деятельности ДОО в реализации направлений деятельности инновационных площадок.

- Способствовать разработке и внедрению эффективных средств психолого-педагогической поддержки родителей в семейном воспитании детей на основе российских ценностей и традиций.

- Обеспечить широкую трансляцию результатов инновационной деятельности ДОО по обогащению педагогических практик воспитания детей раннего и дошкольного возраста на традициях российской духовно-нравственной культуры средствами УМК «Мозаичный парк».

Новизна в деятельности сетевой инновационной площадки.

Инновационной задачей в обновлении взаимодействия семьи и образовательной организации должно стать внимание к разным аспектам воспитательного опыта родителей. Прежде всего, это этнопедагогическая составляющая родительской компетентности, понимаемая как умение родителя опираться в семейном воспитании на народную мудрость и опыт, использовать в воспитании народные средства и обычаи. Гендерная компетентность родителей, которая в прежние времена формировалась легче и естественнее, сегодня же, в условиях остроты этой проблемы в мире, требует разумной поддержки. Овладение родителями разными практиками досуговой культуры также нуждается в содержательном обогащении и представляется инновационной задачей.

Направления деятельности сетевой инновационной площадки.

Первое направление: Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению и трансляции культурных традиций семейного воспитания.

Второе направление: Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Третье направление: Творческие семейные проекты по изучению российских традиций воспитания и образования.

Благодаря приобщению детей в семье к культурным национальным традициям происходит упорядочивание жизни и времяпрепровождения в семье, совместных бытовых повседневных дел и проведения досуга. Как для детей, так и родителей именно традиции наполняют отчий дом уютом, теплом, что становится детскими воспоминаниями о семье как о повторяющихся, наполненных знакомыми символами, событиях. Молодым родителям важно помочь научиться превращать обычные рутинные семейные обязанности в интересные ритуалы, семейные традиции и следовать им. Ведь семья проповедует те ценности, с которыми малыш пойдёт по жизни. Семейные традиции и ритуалы поддерживают размеренность и постоянство жизни ребёнка.

Организация интересного и содержательного семейного досуга закладывает основы нравственности человека, раскрывает внутренний мир и индивидуальные качества, стимулируют творческую активность личности дошкольника. Семейные традиции помогают детям впитывать в себя культуру, разлитую в окружающей обстановке дома и ближайшего социума, что является интеллектуальным и духовно-нравственным стимулом для развития личности ребёнка.

Сроки работы сетевой инновационной площадки: три года.

Алгоритм реализации целей и задач работы сетевой инновационной площадки.

Определяется сеть пилотных площадок. ДОО как инновационная площадка получает свидетельство о соответствующем статусе, а также необходимую методическую и консультативную помощь по реализации выбранного направления. Руководитель ДОО вместе с педагогическим коллективом составляет дорожную карту работы по реализации идей площадки.

В течение года проводятся научно-методические вебинары, научно-практические семинары по направлениям деятельности сетевой инновационной площадки. Корректируются рабочие планы образовательных организаций, намечается разработка, апробация и трансляция инновационных решений и подходов. В ходе реализации задач проводятся круглые столы, мастер-классы по обмену инновационным опытом реализации задач, сообща решаются возникающие затруднения.

В завершении сроков реализации деятельности сетевой площадки проводится итоговая научно-практическая конференция по результатам её деятельности.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации направлений сетевой площадки обозначены в описании каждого из направлений.

Для отслеживания хода работы рекомендуется использовать Журналы взаимодействия с родителями по психолого-педагогическому сопровождению семей с детьми 2-3, 3-5, 5-7 лет. Для педагогов они помощник в самоанализе содержательной направленности взаимодействия с семьями, динамики и результативности социального партнёрства с родителями.

Для отслеживания изменений и оценки качества социального партнёрства ДОО с родителями в вопросах воспитания детей на основе российских ценностей и традиций будет предложена самооценочная мониторинговая методика.

Научный руководитель: Арнаутова Елена Павловна, кандидат педагогических наук, специалист в области семейного воспитания, автор более 160 научных и методических публикаций.

Со-руководители: Каралашвили Елена Арчиловна, кандидат биологических наук, доцент, почётный работник общего образования РФ, руководитель организационно-методического отдела издательства «Мозаичный парк», автор пособий. Павлова Любовь Ивановна, старший методист издательства «Мозаичный парк», аспирант БелГУ, автор пособий.


Направление: Традиции семейного чтения в духовно-нравственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста.

Актуальность. В нашем динамичном и информационно перегруженном мире непросто воспитать гармоничную личность с богатым духовно-нравственным потенциалом. Для этого важно с дошкольного возраста кропотливо, осторожно и искренне наполнять детскую душу любовью к родной культуре, в том числе, к отечественной и мировой художественной литературе. На каких литературных примерах родители рассказывают детям о добре и зле, подлости и благородстве, храбрости и предательстве, любви и ненависти с позиции мудрости, накопленной нашим народом на протяжении веков? Владеют ли такой информацией педагоги и другие специалисты, организующие детское чтение? Ответы на эти и аналогичные вопросы определяют актуальность данной проблемы.

Проблемное поле.

Следует отметить, что традиция семейного чтения в нашей стране имеет богатую историю, уходящую в далекое прошлое. Чтение в кругу семьи было одним из популярных видов досуга. Оно сближало разные поколения, формируя единое культурное поле через знакомые сюжеты, героев, язык, являлось способом общения и доброжелательного воспитания, способствовало формированию книжной культуры всех членов семьи. Увы, читательское поле современной семьи, питающее душу ребенка разнообразными впечатлениями и создающее основу для последующей творческой активности, нуждается в комплексной поддержке со стороны специалистов.

Современные исследования показывают, что сегодня в семьях зачастую досуг с ребенком проходит перед телевизором, семейное чтение вытесняется интернет-сетями. В таких обстоятельствах у детей вряд ли возникнет любовь к чтению, т.к. она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают взрослые детям. И если в дошкольном возрасте не привить ребенку любовь к художественной литературе, то в школьные годы сделать это будет гораздо сложнее. Вот почему важно вовлечь поколение молодых родителей в проблемное дискуссионное поле о семейном чтении как популярном, престижном, доступном и интересном досуговом занятии с ребенком, эффективно помогающем детям овладеть культурными средствами деятельности и коммуникации. Важно на практике поддержать родителей в глубоком осознании того, что именно книга способна открыть ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений, развить его мышление и воображение, получить прекрасные образцы русского литературного языка.

Цель: Объединить возможности ДОО и ближайшей социокультурной среды (библиотеки, различные общественные объединения, досуговые детские центры, парки и пр.) в вопросах духовно-нравственного воспитания детей на основе семейного чтения.

Задачи:

- Апробировать и внедрить различные читательские практики воспитания юного читателя.

- Обобщить сетевой инновационный опыт деятельности детских садов по поддержке ценностного отношения к домашнему чтению как фактору культурного потенциала семей.

- Способствовать обогащению досуга семьи чтением художественной литературы и фольклора.

Ожидаемые результаты.

- Социологический опрос родителей о роли книги в семейном воспитании ребенка и практике семейного чтения, обобщение результатов опроса.

- Описание методов интерактивного, эмоционально насыщенного, взаимодействия с родителями по обогащению практики домашнего чтения.

- Описание инновационного опыта работы по приобщению семей к чтению: участие во флешмобах; партнерское сотрудничество с библиотеками и широкое использование социокультурной среды в пропаганде традиций семейного чтения; встречи с детскими поэтами и писателями в «семейной гостиной»; презентации новых книг самими детьми, прочитанных с родителями дома и многое др.),

- Сценарии познавательно-игровых викторин, квестов для детей и родителей с целью пропаганды традиций семейного чтения.